Общие понятия о освещении в фото.

Общие понятия о освещении в фото.

Для хорошей постановки света, для хорошего освящения модели, необходимо знать основные понятия, основные названия источников света, понятия съемочного освящения. Понять от чего зависит качество света, какие бывают виды осветителей. Именно об этом мы попытаемся вам рассказать в этой статье.

И так.

Свет в фотографии является основным выразительным средством. То насколько фотограф участвует в управлении световым потоком, во многом зависит степень участия автора в создании произведения. Возможность управления светом позволяет режиссировать внутрикадровое пространство и таким образом изменять образ снимаемого объекта или модели.

Какие бывают виды света

Любой источник освещения в студии имеет название в зависимости от того, в каком месте пространства студии он находятся, и какое воздействие они оказывают на снимаемый объект.

Основной источник света.

– источник рисующего света. Располагается ближе и перед моделью и выше оси съемочного объектива.

Рисующий свет — пучок света, направленного на объект или его сюжетно важную часть. Его задача — создание основного светового эффекта. Такой свет должен давать большую освещённость на освещённом участке объекта по сравнения с освещённостью общего света, осветить главное, выявить объём, подчеркнуть фактуру. Самостоятельно рисующий свет употребляется редко, так как он даёт контрастное освещение, затрудняющее проработку деталей в тенях или светах из-за большого интервала яркостей. Другими словами рисующий свет – главный.

Рисующий свет – одиночный источник света, имеет ряд недостатков:

  1. Неосвещённый фон – в силу физических свойств источника освещения, а именно падению светового потока прямо пропорционально квадрату расстояния до объекта, освещения на фоне, как правило, недостаточно
  2. Контрастный фон – из-за большой разницы в освещении модели и фона
  3. Частичное освещение – у модели, как правило, освещена только одна. Требуется большое количество времени на установку объекта съёмки – проблемы с тенями на различных частях тела, в том числе на лице, а так же расстановка световых акцентов на главном и увод в тень второстепенного.
  4. Монотонность фона – невозможность использовать пространство фона для уравновешивания композиции.

Но, несомненным плюсом такого одиночного источника света является его интересность по своему рисунку. Рисунок фактурен, активен. Нужно всегда помнить, что данный свет насколько красив, настолько и сложен в силу перечисленных недостатков.

Прежде чем идти дальше, следует запомнить два несложных правила:

  1. Каждый ниже перечисленный вид света устанавливается отдельно!
  2. Контроль осуществляется только через видоискатель камеры!

Заполняющий (общий, выравнивающий) свет – равномерное, рассеянное, бестеневое освещение объекта, имеющее достаточную интенсивность для короткой выдержки. Осуществляется комбинацией источников верхнего и переднего света. При установке следует следить за отсутствием дополнительных теней. Не должен стоять сбоку. Освещает всё пространство мягким светом. Обеспечивает только технические характеристики. Не несет никаких самостоятельных художественных задач. Имитирует свет небосвода.

Моделирующий свет – узкий направленный пучок света малой интенсивности, используемый для получения бликов, улучшающих передачу объёма объекта и подсветки теней с целью их смягчения, а иногда и полного устранения. Назначение моделирующего света — улучшение градации светотени. Прибором для моделирующего света служит глубокий узкий софит с обыкновенной лампой накаливания небольшой мощности или обычный софит с надетым на него тубусом. Располагается по оси рисующего света, и находится с противоположной стороны от модели. Светит на модель. «Отрывает» неосвещенную половину модели от фона. Не имеет чёткого рисунка и не конкурирует с рисующим светом. При неправильной установке (например, излишняя яркость) может нарушить всю световую палитру.

Фоновый свет – свет, освещающий фон, на котором проецируется объект. Освещённость фона должна быть меньше, чем освещённость, даваемая общим и рисующим светом. Фоновый свет бывает равномерным и неравномерным. Обычно его распределяют так, чтобы светлые участки объекта рисовались на тёмном фоне, а тёмные — на светлом. Для равномерного освещения фона используют источники света в широком софите, а для создания на нем световых пятен — в узком софите. Прекрасные результаты смягчения света дает отраженный свет, для этого используются зонты с отражающей поверхностью и плоские отражатели изготовленные из белой ткани на каркасе. Белый фон может быть пересвечен на 0.5-1 ступеней. В ч\б фотографии белый фон лучше заменить на пастельные тона. Модель необходимо отодвигать от фона настолько, чтобы ее тень не попала в пространство кадра, и фон был достаточно размыт объективом. Так же возможны световые переходы от темного к светлому при использовании одиночного источника освещения направленного вдоль фона.

Контурный (или контровой) свет — задний скользящий свет, используемый для выделения контура объекта от фона. Таким светом выявляют форму всего объекта или какой-либо его части. Источник контурного света помещают позади объекта на близком расстоянии от него. Получают тонкую линию светового контура, которая расширяется с удалением источника света от объекта. В качестве прибора для контурного света используют софит со средним диаметром рефлектора. Выявляет фактуру. Создает блики. Также имеет свойство приводить цвета к монохромной гамме.

Контражурный свет – отдельный источник света за моделью на оптической оси объектива. Светит на модель, вырисовывая светлый абрис по контуру модели. Подчёркивает объём и контуры. Графичен и коварен. Выявляя все мельчайшие анатомические подробности как волосинки на коже, мелкие прыщики и тому подобное.

При отсутствии дополнительных осветителей моделирующий и заполняющий света могут создаваться различными отражателями, которые отражают на объект энергию рисующего света.

Отдельно нужно сказать о свете из окна. Это красивый по своему рисунку, пластичный, можно сказать «обволакивающий» свет. Его всегда много, он в экспозиции, но им нельзя управлять. Мы сами должны поместить модель в освещенное пространство и расположить ее относительно светового потока. Тени возможно смягчить различными отражателями. При съёмке на цвет необходимо учитывать цвета окружающих предметов. При ответственной съёмке лучше открыть окна, т.к. стекло может дать нежелательный тон. Кроме этого свет из окна обладает двумя очень интересными свойствами. Первое это постоянность экспозиции по всему пространству хода света, т.е. достаточное освещение объектов по всей глубине кадра. Второе – параллельность световых лучей, что прочитывается на подсознании и вызывает совершенно особое восприятие фотографии у зрителя. Недаром производятся насадки на импульсный свет для создания параллельности исходящего потока.

Рассмотрим такую характеристику света, как, качество света.

Качество света относиться к качественным показателям источников освещения. Свойства источника освещения, которые влияют на эмоциональное восприятие фотографии это яркость и такие пары как контрастность-мягкость и жесткость-рассеянность. Если с яркостью все более-менее понятно, это прежде всего расстановка световых акцентов, то остальные свойства стоит изучить подробнее.

  • Жесткость-рассеянность: Свет выходящий из источника освещения имеет определенное направление, благодаря которой освещая модель, он вырисовывает четкие границы светотени, выявляет фактуры, рисует объем.
  • Контрастность-мягкость: Контрастом называется разница в освещении различных частей снимаемого объекта. Свет в студии обладает повышенным контрастом в связи с весьма быстрым уменьшением мощности светового потока при удалении от источника освещения.

Author: admin